Пу – рю – шин (часть 1).

С фамилией мне повезло – практически уникальная. Те Пурюшины, что топчут этот прекрасный из миров так или иначе – родственники, однофамильцев нет. Есть конечно и минусы – почти никто не понимает на слух как правильно пишется фамилия (учитывая мое плохое произношение слога РЮ), поэтому побуквенная расшифровка – Петр, Ульяна, Роман, Юлия – навязла на зубах.

Историей своей фамилии я интересовался всегда, но тайна имени приоткрылась лишь недавно.

Первой зацепкой, раскрывающей суть моей не совсем обычной фамилии, явилось множественное упоминание некоего понятия “Пуруша” в ведических текстах.

Немного о “Пуруше”:
Пуруша (санскр. पुरुष, puruṣa, «человек, мужчина, дух») — в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я»; в некоторых философских системах (напр., санкхья) Пуруша – вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрити, в результате чего возникает мир множественности (вещей); в Аюрведе под Пурушей подразумевается комплекс психических особенностей индивидуума.
Пуруше посвящён гимн в «Ригведе».

Для Пуруши характерны: многочисленность или многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его – все существа, три четверти – бессмертное на небе), власть над бессмертием, свойство «быть родителем своих родителей» (от Пуруши родилась Вирадж, а от неё – Пуруша) и ряд особенностей как первожертвы. Из его рта возникают брахманы-жрецы, из рук — кшатрии-воины, из бедер — вайшьи-земледельцы, из стоп — шудры-слуги (все четыре индоарийских “сословия” — варны), из мысли — луна, из глаза — солнце, из уст — верховные боги Индра и Агни, из дыхания — ветер, из пупа — воздушное пространство, из головы — небо, из ног — земля, из ушей — стороны света. Тема Пуруши как первоначального материала космоса, расчленяемого посредством обряда, находит продолжение в Атхарваведе, Шатапатха-брахмане, Айтарея-упанишаде.

Понятие “Пуруши” очень сложно, многоосновно и, самое печальное, – неоднозначно. В разных источниках и в разные времена индусы рассказывали о Пуруше разные вещи.

Но как Индия может быть связана с моей фамилией? Я никогда не слышал, чтобы в моем роду были индусы.

Следовательно этот корень “пуруш” имеет очень древние истоки, возможно ко временам праиндоевропейских языков, переселения народа. Приятно так думать. по крайней мере.

Следующаяй находка в этимологии моей фамилии появилась, когда я решил покопать в сторону корней своей национальности. Как я знал, на 6,25% я – мордвин (или как это правильно?).

Стал интересоваться: оказывается этот экзоэтноним – мордва (название, не употребляющийся местным населением или народом, в том числе и на официальном уровне, однако используемый по отношению к ним внешними сообществами) относится к двум финно-угорским народам – мокша и эрзя. Так вот в истории мокшан существовал небезызвестный мокшанский царь (каназор, по-ихнему) – Пуреш, умерший в 1241 г н.э.

Пара слов о Пуреше:
Глава раннефеодального политического образования мокшан, (в русских источниках упоминается как «Пурешева Волость»), объединявшего ряд княжеств под властью царства Мурунза. В русских летописных сводах XII и XIII веков Пуреш упоминается как современник Пургаса и его основной соперник. Земли, объединённые по под властью Пуреша включали бассейны рек Цны, Вада, среднего течения рек Мокши и Суры до города Пензы. Одержал ряд побед в войнах с русскими княжествами. С 1220 — союзник Владимирского князя Юрия в войне с Пургасом и булгарским ханом Алмушем за устье Оки. Поддерживал союзнические отношения с половецким ханом Котяном. Нашествие монголо-татар в сентябре 1236 года поставило Пуреша перед выбором, так как его владения, расположенные в лесостепной зоне, были открыты для монгольской конницы. Приняв предложение Батыя, Пуреш становится его вассалом и вместе со своим войском сопровождает монголо-татар в их походе в Центральную Европу.

В начале 1241 его войско участвует во взятии Люблина и Завихоста в качестве авангарда монгольской армии. Во время осады крепости Сандомир в феврале и Кракова в марте 1241 мокшане терпят значительные потери. Пуреш тайно ведёт переговоры с Генрихом Благочестивым о переходе на сторону немцев и богемов, надеясь выйти из под власти Батыя при их поддержке. Погибает в сражении в 1241, вероятнее всего 9 апреля в битве при Легнице.

Национальная принадлежность и георгафическая близость мокшан с Нижним Новгородом указывают на некторое отношение Пуреша к моей фамилии. Теперь задача – увязать Индию и древнего мокшанского царя. Пока она не выполнена до конца.

11 комментариев на “Пу – рю – шин (часть 1).

  • mika_holedoh

    Насколько я помню из “Очерков мордвы” Мельникова-Печерского, Пуруша входил в пантеон мордовских языческих богов, по своим функциональным обязанностям это был аналог греческого Аполлона. Солнце, свет, искусство и прочее. “Пурег” – мед для жертвоприношений у той же языческой мордвы. Еще версия – “Пурыґш” – “индюк”, новгор., тихвинск. (Даль, Фасмер).

    Ответить
  • Anonymous

    Приятно встретить однофамильца)

    >>> С фамилией мне повезло – практически уникальная. Те Пурюшины, что топчут этот прекрасный из миров так или иначе – родственники, однофамильцев нет.

    Тоже пришел к такому выводу. Все Пурюшины — выходцы из Нижегородской области. Деревня Тоторшево, недалеко от Ардатова. Говорят, она уже слилась с городом.

    >>> Есть конечно и минусы – почти никто не понимает на слух как правильно пишется фамилия (учитывая мое плохое произношение слога РЮ), поэтому побуквенная расшифровка – Петр, Ульяна, Роман, Юлия – навязла на зубах.

    Абсолютно так)

    Ответить
  • Anonymous

    Как верно заметили в комментариях, “Пурег” – мед для жертвоприношений у той же языческой мордвы.
    У Даля слово “пуре” упоминается как хмельной напиток на медовой основе, слово, распространенное в Нижегородской губернии. Поэтому, возможно, что наши предки были медовары. А может и злоупотреблял кто-то из них, поэтому потомки заполучили такую фамилию.

    Ответить
  • Anonymous

    Re: Приятно встретить однофамильца)

    Да, к сожалению мелькает. “К сожалению” — потому что стараюсь избегать обнародования личных данных. Кстати, есть мой полный тезка из Нижегородской обл, не его ли вы видели?) Я-то нахожусь за Каменным поясом.
    Есть еще Пурюшин в Волгограде и, если не ошибаюсь, в Тюмени. В остальных случаях всегда Нижний Новгород и область.

    Ответить
  • Anonymous

    Re: Приятно встретить однофамильца)

    Кстати, Семен Федорович Пурюшин — не ваш предок? По ОБД Мемориал он числится в пропавших без вести в марте 1943, 250 воздушно-десантный полк. По словам моей бабули, мы с ним родстве, якобы, он двоюродный брат моего деда.

    Ответить
  • admin

    Re: Приятно встретить однофамильца)

    Точно не знаю, со стороны отца я знаком не со многими родственниками, так что и проверить не могу. Доподлинно лишь знаю, что из Ардатова – все родственники так или иначе.

    Ответить
  • Anonymous

    Re: Приятно встретить однофамильца)

    Ну тогда мы в определенных отношениях родства состоим. По словам бабули, все ардатовские Пурюшины так или иначе родственники.
    Забавно.
    Посмотрите ОБД “Мемориал” и “Подвиг народа”, там погибшие и награжденные в войну, есть еще несколько Пурюшиных, в т.ч. мне неизвестные.
    За исключением:
    В.А Пурюшин — мой родной дед.
    С.А. Пурюшин — мой двоюродный дед.
    obd-memorial.ru
    podvig-naroda.ru

    Ответить

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *