Можно соглашаться или нет, но история движет свое тело по Spira mirabilis, декартовской «удивительной спирали», повторяя раковину моллюска, форму циклона или спиральной галактики.
Мы открывали проект «Магазин правильного чая», когда чайный мир России был переполнен вещами с ярлыком «псевдо», эзотерикой, патетикой и тайной. Нам искренне хотелось показать, каким простым, понятным, незамысловатым, разумным и адекватным может быть чай.
Больше двух лет работы и, кажется… мир чая в России поменялся. Разумеется, это не только наша заслуга. Может быть, мы оказались в нужном месте в нужное время: чувствовать дух текущего момента и поступать в соответствии с ним — поистине самое лучшее из умений.
Сегодня, прямо сейчас наступает новый виток спирали. Мы уже касались этого в одной из записей блога.
Все мы (и, конечно, вы) более-менее разбираемся в чае. Отличаем лунцзин от дахунпао, шэн от шу, многие видят разницу между осенним и весенним сбором тегуаньиня, отличают тайдича от гу шу с закрытыми глазами… Мы научились понимать чайный лист. Но чайный лист — еще не чай. И простое помещение листа в кипяток не делает его тем, за что мы его любим.
Сегодня мы хотели бы говорить об эстетике чая. Но прежде, что такое эстетика?
Напишите в гугле это слово и увидите с десяток разных определений. Слово одно, а значений много.
Все, что мы, неучи, выяснили об эстетике, может быть заключено в одной простой фразе: эстетика — это когда «прекрасное» позволяет нам переживать и чувствовать что-то, что обычно мы почувствовать и пережить не можем.
Заварили с утра липтон в кружке и почувствовали. Вкус бумаги и влагу во рту. Никакой эстетики. Заварили настоящий утесный дахунпао неспешным проливом в уютном домашнем чайном уголке и почувствовали. Каждый своё, невыразимое, но очевидное.
Какова же должна быть эстетика чая?
Тяжеловесная резная чайная доска и тончайший фарфор на ней, мириады изысканных предметов от нефрита до хрусталя, благовония, звуки гуциня.
Пустой деревянный стол, солнечный свет и пение птиц, две пиалы и гайвань жу яо, бамбуковая палочка и цветок в вазе.
Самовар фабрики Баташева, дулевский фарфор, баранки и малиновое варенье.
Небрежная, в чайных подтеках посуда со сколами, потертый стол,но разговор вокруг чашек такой, что звенит.
Многие считают, что в Китае существует однозначная традиция употребления чая. И следование традиции принесет результат. Любой, кто пристально и внимательно изучал или интересовался Китаем, знает, что с этой страной не может быть связано ничего однозначного и вечного: кипящий суп чудес, событий и красок — вот что такое Китай. Выходит, следовать нечему, но результат есть.
Мы видели разное. Кто-то топит статуэтку Лу Юя в пиале с чаем. Кто-то заваривает чай прямо в пиале. Кто-то играет на флейте и зажигает свечи.
Имеет ли значение форма? Наверное, нет. Правильного пути нет, никогда не было и не будет. Батюшка Лу Юй сколь угодно подробно может описывать каждый кирпич в печи для приготовления воды, но просто повторяя убранство чайного дома, не обязательно достигнешь прекрасного.
Что есть эстетика чая, в чем она заключена, зачем она нужна и в чем запрятана? Этим постом мы открываем эти вопросы и, возможно, новый виток в спирали чайных метаморфоз.