После двух или даже трехмесячного сезонного перерыва я вновь обратился к кинематографу. Лето редко располагает к продолжительным кинопросмотрам, поэтому увлечение искусством кино было отложено на некоторое время. Кроме того по моей задумке это должно было стать неплохой паузой для того, чтобы а) вышли долгожданные картины на DVD, б) сняли что-нибудь свеженькое.
Так или иначе, возвращение к истокам кинохобби состоялось в минувший уикенд. Натянув черную повязку на левый глаз и почесав деревянной ногой попугая на плече, я неспеша оглядел пару излюбленных торрент-треккеров на предмет достойных фильмов, но, к разочарованию, такими оказались лишь «Ной» (2014) Даррена Аронофски и «Голгофа» (2013) Джона МакДоны. И если первого стоило посмотреть хотя бы за противоречивые и эмоциональные отзывы, то любимейшего МакДона не смотреть было невозможно по определению.
Заодно, наконец, я настроил рабочий проектор, волею судеб валяющийся в домашнем хозяйстве, на свою белоснежную стену: вышел домашний кинотеатр ни больше, ни меньше.
Первым в расход пошел «Ной» и оставил неоднозначные впечатления. В двух словах, как целостное кино, состоящее из сюжета, завязки, истории и кульминации, диалогов, саундтрека и визуального ряда, работа Аронофски разваливалась на глазах. Все части гуляли и путешествовали отдельно друг от друга. И очевидные цитаты «Космической одиссеи» Кубрика с силуэтами людей на зарождающейся (и гаснущей) цивилизации, и Ной аки Джек Николсон из «Сияния», и мастер Йода в исполнении Хопкинса… То ли конфликт режиссера с продюсерами имел место на съемочной площадке, то ли Даррен просто обленился, то ли режиссер монтажа много пил… Я не кинокритик, чтобы выяснять детали, я лишь наблюдаю результат. И он таков: картина разваливалась на части.
«Конец — это только начало»
Тем не менее первые 10-20 минут совершенно поразили меня новизной постановки вопросов и тематики. Как жили люди в ветхозаветные времена — от быта до взглядов, близость человека к создателю и отношение создателя к своему творению, мировоззрение человека в отсутствии религии, но присутствии веры, дуализм выбора и свободной воли, постапокалиптичность экс-райской жизни (аж «Водным миром» потянуло) и цикличность цивилизационных процессов…
Эх, сколько всего прекрасного можно было накрутить на ветхозаветное свежим взглядом. Но не случилось. Глотки свежести в голливудской парадигме все-таки перетекли в тягомотное и какое-то прямое уж слишком прямолинейное, очевидное повествование и натужные муки главного героя.
Не зря так холодно критики встретили это кино. Но за начало и визуальную часть — большое спасибо Аронофски. Надеюсь, кто-нибудь, да подхватит свежие образы, благо сюжетов в Ветхом Завете — бери не хочу.
Следующим фильмом стала «Голгофа». Что можно ждать от создателя неполиткорректного и слишком ирландского «Однажды в Ирландии» и родного брата Мартина МакДоны (на секундочку — «Залечь на дно в Брюгге», «Калека с острова Инишмаан», «Полная обойма», «Семь психопатов»)? Пожалуй, только удовольствия.
Итак, вся та же Ирландия, что и в первой его работе. Тот же Брендон Глисон. И маленький рыжий паренек с лицом забияки, только теперь он не «стреляет маленьких протестантов» (боже, это же самая гениальная шутка из «Garda» после той, где негры не умеют кататься на лыжах), а пишет картины.
«Убить священника в воскресенье — хорошая идея»
Очень порадовали известные комедийные актеры — отыгрывающие свои привычные амплуа в драматическом ключе: Крис О’Дауд, знакомый по «Boat That Rocked» и Дилан Моран из «Black’s Books Shop». Совсем постаревший, но все еще живой Эммет Уолш.
Много вопросов, которые не требуеют ответов. Много Брендона Глисона. Много ирландских характеров. «Голгофа» удалась. Конечно, по уровню диалогов Джону еще далеко до опытного брата. Но и фильм-то всего второй.
Братья Коэны. Уэс Андерсон. Мартин МакДона. Эти люди, которые не умеют плохо. И, кажется, Джон МакДона желает присоединиться к этой компании.